ФГОС ОВЗ

Организация обучения детей с ограниченными возможностями в школе вызывает множество вопросов у педагогов и родителей. Как обучать ребенка, если у него есть проблемы со здоровьем или особенности психического развития, не позволяющие полноценно обучаться, проходить образовательную программу без трудностей? Должен ли ребенок с ОВЗ проходить обычную программу обучения или должна быть специальная программа? Многие родители предпочитают не водить особого ребенка в школу, другие наоборот считают, что ребенок в массовой школе лучше социализируется. Педагоги нередко могут быть в растерянности и столкнуться впервые с ситуацией обучения ребенка с ОВЗ в обычном классе. 

Закон определяет обучающегося с ограниченными возможностями:

Лицо, имеющее недостатки в физическом/психологическом развитии.

Лицо, имеющие ограниченные возможности здоровья, подтвержденные ПМПК.

Лицо, нуждается в создании специальных условий при обучении.

Лица с ОВЗ могут быть дети-инвалиды, дети с отклонениями в поведении, дети с задержкой психического развития и т.д.

Прием лиц с ОВЗ в школу проходит в соответствии с общим порядком поступления ребенка в школу. Здесь стоит отметить, что результаты медицинского обследования перед поступлением в школу и результаты обследования ПМПК не должны содержать в заключении противопоказаний к поступлению в массовую школу. Поэтому, если нет противопоказаний, то ребенку с ОВЗ  не могут отказать в поступлении в школу. Здесь стоит отметить, что совместное воспитание и обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений, не должно отрицательно сказываться на результатах обучения последних.

Чтобы обучающийся с ОВЗ мог полноценно обучаться в образовательных учреждениях применяются принципы инклюзивного образования. Это означает, что особым детям должен быть обеспечен равный доступ к образованию с учетом различных потребностей и индивидуальных возможностей.   

Дети с ОВЗ, которым по результатам ПМПК было рекомендовано обучение в обычной школе по адаптированной программе, могут потребоваться специальные условия обучения (ст. 79 Закона). Адаптированная программа должна быть разработана с учетом особенностей развития ребенка, основной целью должна быть коррекция нарушений развития и коррекция нарушений социальной адаптации. 

Разработкой адаптированной программы школа занимается самостоятельно. Основой для разработки адаптированной программы является ФГОС.

Существуют рекомендации СанПиН , которые необходимо учитывать при  составлении образовательной программы для лиц с ОВЗ.

Основная образовательная программа реализуется через организацию урочной и внеурочной деятельности. Урочная деятельность состоит из часов обязательной части и части, формируемой участниками отношений. Внеурочная деятельность формируется из часов, необходимых для обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся с ОВЗ и в сумме составляет 10 часов в неделю на каждый класс, из которых не менее 5 часов предусматривается на реализацию обязательных занятий коррекционной направленности, остальные — на развивающую область с учетом возрастных особенностей учащихся и их физиологических потребностей (СанПиН).

Дети с особыми потребностями могут обучаться на дому, для них может быть организовано домашнее обучение. Основание для обучения на дому является медицинское заключение, а не заключение ПМПК.

Обучение детей с особыми потребностями в массовой школе — это возможность продемонстрировать пример толерантного отношения детского и взрослого сообщества по отношению к учащимся с ОВЗ. Школа должна стать для таких детей комфортной и безопасной средой, где каждый сможет найти свое место и раскрыть свои способности. Конечно, для детей с ОВЗ необходимо создание специальных условий обучения с привлечением смежных специалистов.








В МОУ Волокской  ООШ обучается 7 детей с ОВЗ ( в том числе дети-инвалиды)

Информация о специальных условиях для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе:

- специально оборудованных учебных кабинетах:

Доступность учебных кабинетов для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья: доступно частично  избирательно, условно.  

 Специально предусмотренные и оборудованные помещения отсутствуют.

об объектах для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:

Доступность учебных кабинетов (помещений, объектов) для проведения практических занятий для инвалидов и лиц с ОВЗ: доступно частично  избирательно, условно. 

- укомплектованность МОУ Волокской  ООШ узконаправленными специалистами:

​​​​​​​в штате имеется педагог-психолог (0,2 ст.), педагог-логопед (0,2 ст.)

- о библиотеке, для приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:

Доступность школьной библиотеки для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья: доступно частично  избирательно, условно.

Библиотека не укомплектована специальными адаптивно-техническими средствами для инвалидов («говорящими книгами» на флеш-картах и специальными аппаратами для их воспроизведения).

об объектах спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья :

Оборудование, проходы в спортивный зал не приспособлены для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата и лиц с ограниченными возможностями здоровья  ввиду отсутствия запроса со стороны потребителя образовательных услуг.

Оснащение спортивным оборудованием, адаптированным для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья отсутствует.

Оборудование спортивной площадки:  доступно частично  избирательно, условно.

- о средствах обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:

Средства обучения и воспитания,  приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья: доступно частично  избирательно, условно. 

об обеспечении беспрепятственного доступа в здания образовательной организации:

  Вход в здание школы доступен всем.

Крыльцо центрального входа в здание школы не оснащено пандусом с поручнями и противоскользящим покрытием. Конструктивные особенности внутри здания не предусматривают наличие подъемников. Тифлотехника, тактильные плитки, напольные метки, устройства для закрепления инвалидных колясок, поручни внутри помещений, в образовательной организации в данный момент отсутствуют. При необходимости для обеспечения доступа в здание образовательной организации инвалиду или лицу с ОВЗ будет предоставлено сопровождающее лицо.

 - о специальных условия питания обучающихся:

    Условия питания обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья: общие. Учреждение обеспечивает гарантированное и сбалансированное в питание для учащихся школы на бесплатной основе. Типовой рацион питания представляет собой 10-дневное меню завтраков и обедов, которое разработано Министерством образования Тверской области и согласовано с управлением Роспотребнадзора по Тверской области, с учетом физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для детей всех возрастных групп и рекомендуемых для организации питания детей в общеобразовательных организациях.

Организовано льготное питание для обучающихся из малоимущих семей, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ.

Пищеблок школы осуществляет производственную деятельность в полном объёме 5 дней – с понедельника по пятницу включительно. Ширина дверного прохода обеспечивает движение кресла-коляски совместно с обучающимися.

Доступность школьной столовой для инвалидов и лиц с ОВЗ доступен  частично всем. 

- о специальных условиях охраны здоровья:

Охрана здоровья инвалидов и лиц с ОВЗ организуется (при их наличии) в соответствии с рекомендациями врачей и действующим законодательством.

Организовано психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

- о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:

Официальный сайт МОУ Волокской  ООШ имеет адаптированную версию  для посетителей с ограниченными возможностями зрения.

Доступ к информационно-телекоммуникационным сетям предоставляет ТверьИнформОбр, исполнитель госконтракта – ПАО «Ростелеком». 

Доступ в кабинеты, которые оборудованы компьютерами: доступно частично  избирательно, условно.  

Доступ учащихся, учащихся с ОВЗ и инвалидностью к информационным системам осуществляется с оборудованных рабочих мест с выходом в интернет, которые находятся в кабинете информатики. 

об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:

Информационные системы и электронные образовательные ресурсы приспособленные для использования инвалидами и лицами с ОВЗ не используются.

В кабинете информатики учащимся и преподавателям во внеурочное время предоставляется доступ к ресурсам Интернет:

  •  Электронный дневник https://sgo.tvobr.ru/
  •  Федеральный центр электронных образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru
  •  Единое окно доступа к образовательным ресурсам http://window.edu.ru
  •  Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru
  •  Медиатека образовательных ресурсов http://store.temocenter.ru
  •  Доступ к электронным образовательным ресурсам (коллекция CD, DVD по предметам)

 Библиотека видеоуроков школьной программы (Видео, конспекты, тесты, тренажёры)

На портале «Российская электронная школа» размещены адаптированные электронные ресурсы для обучающихся с инвалидностью и обучающихся с ограниченными возможностями  здоровья  https://resh.edu.ru/search.

- о наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования:

Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ: доступно частично  избирательно, условно.

Для лиц с ограниченными возможностями здоровья используются возможности Центра специальных возможностей ОС Windows: распознавание речи, экранная лупа, экранный диктор и т.д.

 - о наличии условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат:

Интернат и общежитие, в том числе приспособленный для обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, отсутствует.

- о количестве жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:

В МОУ Волокской ООШ  общежитие и интернат не предоставляется.